21 May 2015

Исследования восприятия у детей с нарушением зрения

ИОНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда используются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным, несущественным признакам (например, по звуку, характерному для данного предмета, запаху, теплопроводимости и т. д.). Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала. У частично видящих наблюдается снижение объема оперативной, кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от фона, цвета зрительных стимулов, а также от степени сформированности свойств зрительного восприятия. Приобщение учащихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти.
^ У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие.
Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Однако какая бы сенсорная система не доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она отражает взаимодействие различных анализаторов, их взаимное влияние в процессе формирования образов и представляет собой знание об окружающем мире в форме ощущений, мыслей.
Исследования Ю А Кулагина (1969) показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков

^ Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. Психологи утверждают, что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте и могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия.

При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены у слабовидящих детей отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление
На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме используется также практически- действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений.
Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью. У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития. Эти нюансы следует учитывать при начальной стадии обучении и социализации детей в дошкольном образовательном учреждении.

Например на базе детского сада N 9  «Петушок» г. Благовещенска Республики Башкортостан. Работает единственная группа в нашем городе, предназначенная  для детей с ослабленным зрением. Группа разновозрастная. Её посещают дети с различными диагнозами: гиперметропия слабой степени, миопатия, спазм аккомодации, косоглазие.

Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи воспитателей группы всего педагогического коллектива, узких специалистов (психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель по физ.воспитанию, врач-офтальмолог).

Врач даёт рекомендации по дозировке зрительной нагрузки, рекомендует тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели, а педагоги в свою очередь чётко выполняют их.

Врач-офтальмолог проводит курс лечения на электростимуляторе.

Учитель-дефектолог занимается с детьми на компьютере, используя программу «Паучок» и «Крестики».
Небольшая наполняемость группы, участия в работе с ребенком широкого круга специалистов, способствует раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка с нарушением зрения.

Необходимо отметить, что важным звеном в помощи ребенку со зрительной патологией, является работа с родителями.

Одна из важнейших форм работы – индивидуальные беседы с каждым родителем об особенностях патологии органов зрения, о принципах воздействия на неё, о зрительных возможностях ребёнка. Таки е беседы мы проводим совместно с врачом-офтальмологом. Перед нами стоит такая задача: убедить родителей, что процесс лечения длительный и сложный, требует от них терпения и активной деятельности.

Воспитатели активно включают родителей в процесс лечения, обучения и воспитания детей. На протяжении многих лет с этой целью используем такую форму работы, как домашнее задание в специальных тетрадях. Задания включают в себя закрепляющие и коррекционные задачи. Родителям предлагается для разучивания комплексы упражнений для глаз и пальцев.

Родители, выполняя задания совместно с ребенком, знакомятся с программой воспитания и обучения детей, полученных в детском саду, становятся помощниками организаторами жизни детей; создают комфортную для развития ребенка семейную среду.

Накопленный опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, позволяет дать некоторые рекомендации по профилактике близорукости.

Одно из направлений профилактических мер – это соблюдение режима зрительной нагрузки, создание наиболее благоприятных условий для зрительной работы.

Можно начать обучение детей с 2-3 летнего возраста различными упражнениями для снятия глазного напряжения. Если преподнести детям это упражнения в игровой форме, то они будут выполнять их с удовольствием и постепенно ребенок включит их в комплекс повседневный гигиенических процедур, будет выполнять регулярно.

Залогом успеха работы является её систематичность, планомерность, согласованность деятельность педагогов, помощника воспитателя и родителей. [1]

ЛИТЕРАТУРА

Электронный ресурс . www/ moi –detsad. ru

Источник: http://zrenielib.ru/docs/index-3529.html

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Прогнозы острый гепатит на фоне алкоголя
Введите код:
Популярные новости
Каланхоэ лечение простатита без спиртосодержащих
Отзывы тибецкий способ омоложения чеснок с водкой

ИОНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а

Сок из облепихи при болях в печени
Отзывы косметика премьер сыворотка против морщин вокруг глаз

Как известно, кожный покров человека выполняет не только защитную функцию, но также участвует в обменных процессах, которые непрерывно протекают в организме человека. В связи с этим, цвет и степень эластичности кожи – яркое свидетельство здоровья/нездоровья.

Отрыжка причины лечение ком в горле